. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу". Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании [2]: Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи.

3. Стыд как страх осуждения

Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице. Результаты этой работы значительны. Иначе говоря, в их мотивации выражены страх наказания и стыд перед окружающими, но не развито чувство вины. Но как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением?

Одно из главных направлений психологии морального развития — изучение того, как влияет уровень морального сознания лица на его поведение.

Об этической оптике и нравственной рефлексии. Детство От опыта проживания стыда – и пробуждения совести. Этим стыд отличается от страха.

Значение совести в педагогике 5. Функционирование совести Список литературы Введение Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Совесть — это внутренний контролер человека. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях.

Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг.

Стыд (Маслин, 2014)

Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

С точки зрения биологии и психологии[ править править вики-текст ] К. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании [6]:

Б Страшны Б Страшны совершается ежедневно К Строить сво на песке Б Стыд – страх перед бесчестием П

Стыд, страх и совесть Существует притча, что один известный полководец, готовясь к важному военному походу, отбирал людей по одному признаку: Полководец выбрал тех, которые краснели, видимо предполагая, что они могли бы быть более стойкими в минуты опасности. Разумеется, причины появления румянца на щеках могут быть различными. Однако люди в основном считают румянец проявлением стыда, связанным со смятением, смущением, неуверенностью в себе и т.

Ранее застенчивость и скромность считались признаком хорошего воспитании, поэтому от юных девушек ожидали, что при одном лишь упоминании о мужчинах или непристойностях их лица должны покрываться стыдливым румянцем. Если говорить об этом явлении с медицинской точки зрения, то можно отметить, что покраснение кожи -это расширение мелких капиляров, не управляемое на сознательном уровне. На лице и шее расположены сосуды, способные нести гораздо больше крови, чем другие.

Стимулируемые нервными сигналами, они расширяются, в то время как другие сужаются: Процесс этот неуправляемый, спонтанный, начинается самопроизвольно и тесно связан с функциями головного мозга, с психической деятельностью человека. Однако, при определенной тренировке гипноз, аутогенная тренировка и пр. Установлено, что люди краснеют теми участками тела, которые открыты в данном обществе в данное время.

Например, в то вермя как европейцы краснеют кожей лица и шеи, аборигены Австралии краснеют всем открытым телом за исключением кожи скрытой под набедренной повязкой.

Быстрая помощь студентам

Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную справедливость равенства и распределительную справедливость пропорциональности.

Вообще страшным называется внушающее страх. если кто-то предвидит, что испытает огорчение либо от зависти, либо от ревности, либо от стыда.

Основные направления улучшения использования ОФ и производственных мощностей. Нравственный идеал — это представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности. Содержание нравственного идеала изменчиво и отражает потребности, устремления людей, живущих в разные исторические эпохи. Область нравственных ценностей — это вся область человеческого существования. Она простирается как внутри самого человека, так и вне его, даже за пределами его досягаемости: Центральной среди них является ценность человеческой жизни.

Этический страх - ШЫНЭ-УКЫТЭ

Стыд может выступать просто как стеснение, смущение, как чувство неловкости в непосредственных отношениях человека с другими людьми. Человек иногда стыдится не только за себя, но и за других людей, близких ему или принадлежащих к одной с ним социальной группе например, роду-племени , или зависимых от него например, если он начальник, руководитель. Стыд и совесть Стыд по сравнению с совестью является более внешней формой морального поведения. В известном смысле они относятся друг к другу как явление и сущность.

В некоторых случаях стыдливость никак не связана с совестью.

Страх несоответствия Страх, Этика, Взаимоотношения, Психология совесть, что также становится источником тревог и страхов: стыдно и неприятно.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые общие черты этих процессов. Здесь могут быть выделены два подхода. При первом, предложенном Ю. Лотманом [2 Лотман Ю. Однако такой подход принят не только в психоанализе. Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. . : , ; .. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чегото внешнепринудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства.

Понятие морали, с —

Этический страх — ШЫНЭ-УКЫТЭ

Нравственное сознание Нравственное сознание в структуре личности Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. В структуре личности нравственное сознание следует признать как безусловный и не требующий объяснения факт. Нравственное сознание не может быть выведено ни из каких причинно-следственных предпосылок, потому что оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего.

Природа нравственного сознания идеальна. Эмпирически человек становится носителем нравственного сознания в процессе взаимодействия с социально-культурной средой. Хотя формирование индивидуального нравственного сознания обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, так же, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще.

в новую семью сводились, как об этом свидетельствуют болгарские этнографы, к следующим впечатлениям: «Я умирала от стыда, страха и голода.

Словарь по этике СТЫД одно из осн. Тема С, совести, критики бесстыдства является сквозной в истории рус. Уже в"Повести временных лет" кротости племени полян противопоставляется"бесстыдство" древлян, радимичей и др. В летописных текстах"Слово некоего христолюбца" и др. По учению Сковороды, самым существенным в человеке является его сердце и моральное возрастание, в т.

Яркое выражение понятие"С. Такой же универсальный гуманизм был присущ и Достоевскому, особенно чуткому к страданиям детей"Братья Карамазовы" , и этот максимализм оказал сильное влияние на рус. Терзания совести у Толстого были столь велики, что разрушали его жизнь, отношения с семьей, близкими людьми. Зеньковский называл это нравственным"самораспятием","настоящей тиранией одного духовного начала". Одной из главных причин создания Федоровым философии"общего дела" является также С.

Идеи этого мыслителя оказали несомненное влияние на творчество В. В нравственной философии Соловьева"Оправдание добра", чувство С. В С, считал Соловьев, человек отделяет себя от своей животной природы в ее коренном, т. Видоизменяя известный тезис Р.

Шпаргалка: Категории совести в этике

Из-под бровей гляжу с опаской Не пробьёт ли гнев мой стан? Не вонзятся ль обвинений стрелы, Негодованьем не польётся ли смола? В бесстыжести часто присутствует сексуальный подтекст, формирующий определённую социально-приемлемую поведенческую норму, которая может быть весьма условной.

Описание слайда: Стыд Вина Раскаяние Извинение Прощение - Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины. - После признания чувства стыда.

Предыдущая 28 29 30 31 32 33 34 35 Следующая Стыд - сложное чувство, в котором доминирует страх, и прежде всего"страх перед ожидаемым бесчестьем" Платон , Но человек страшится не только внешнего суда - суд совести внушает еще больше опасений, вселяет тревогу, вызывает смятение, чувство вины. В системе адыгской этики такой страх ассоциируется со стыдом, как необходимым моральным свойством, ср.: Когда хотят сказать, что у человека притупились нравственные чувства" в первую очередь ссылаются на отсутствие страха: Шыни, укыти, напи иэркъым -"Лишен и страха, и стыда, и чести".

Страх, как мы видим, включается в систему механизмов морального контроля и самоконтроля. Но это вторичный, культурный страх, наиболее полным и точным отображением которого является термин шынэ-укытэ -"страх-стыд". Существует убеждение, что наличие данного свойства поддерживает и укрепляет важные моральные качества личности: С другой стороны, это боязнь прослыть робким, малодушным.

Этический страх заставляет и приучает человека действовать решительно и смело. Шынэ-укытэ - сложное, одухотворенное чувство, манифестирующее достойное отношение к жизни, когда боязнь совершить что-либо"несовместимое с лицом" ставит мощный заслон аморальности. В отличие от страха вообще или первичного, животного страха, который парализует и деморализует человека, этический страх конструктивен, заставляет оставаться в рамках приличий в самых сложных ситуациях.

Но генетически он связан с первичным страхом.

Страх и стыд